Вы должны найти то, что любите…
Стив Джобс
С небольшим опозданием, но символично — в начале нового учебного года- я публикую
Интервью с самым главным «модником» нашего города
После защиты дипломных коллекций мне показалось логичным задать несколько вопросов самому главному человеку по моде в нашем городе — Белько Татьяне Васильевне, заведующей кафедрой «Дизайн и Художественное проектирование изделий» Поволжского государственного университета сервиса.
Увы, не до журналистов в сенокос, «тихо, идут экзамены». В перерывах между просмотрами и ГЭКами на интервью нашлось несколько минут. Бинго!
— Татьяна Васильевна, два дня назад мы смотрели дипломные коллекции. Молодым дизайнерам – в добрый путь. Что Вы говорите им , юным и окрылённым, на прощание? В родных стенах института есть чувство защищённости, а в жизни всё не так. Мир моды жёсток, работу найти трудно, сделать имя молодому дизайнеру кажется нереальным. Романтика может смениться разочарованием.
— Выпускники к этому готовы. Они прекрасно понимают, что творческий успех во многом зависит от их активной жизненной позиции. Наши студенты в период обучения участвуют в конкурсах, знакомятся с бизнесменами, предпринимателями и общаются со своими творческими коллегами. Практика общения с людьми по статусу разных уровней у них есть. Кафедра поддерживает связи студентов с бывшими выпускниками, мы устраиваем такие встречи. Таким образом, студенты имеют представление, что их ждёт в будущем.
— Какие варианты первичного трудоустройства сейчас существуют для молодых дизайнеров одежды?
— Мы готовим специалистов широкого профиля. Прежде всего, они художники-стилисты. Мы преподаем и дизайн костюма, и промышленное проектирование, и умение работать с технологиями и базовыми конструкциями, и создавать реальные вещи. Мы стремимся к тому, чтобы на сложном рынке лёгкой промышленности наши выпускники были востребованными.
Вы, вероятно, обратили внимание на защите дипломных проектов на широкое творческое направление. Это создание и костюма, и текстиля. Работе с тканями, производству авторских фактур уделяется отдельное внимание.
Уверена, что наши выпускники смогут работать и в промышленности, создавая реальные вещи, и в любых творческих мастерских. Например, в театральных. Можно работать с текстильным и интерьерным дизайном. Примерно 20-25 % наших выпускников связывают в дальнейшем свою судьбу не с костюмом, а с интерьерным текстилем.
Декоративные авторские куклы – ещё одно интересное направление. У нас в городе есть бутики авторских кукол, востребованных покупателями.
Наиболее смелая аудитория выпускников направляется в Москву, Питер, и дальше. Многие едут, причём хорошо там устраиваются, помогают друг другу. Снимают вместе жильё. Своё дело открыть трудно, на него, как вы понимаете, нужны большие деньги. Наши выпускники идут работать к известным дизайнерам, набирающих себе на производство специалистов.
Все наши выпускники, которые захотели работать за границей, легко нашли себе работу.
— Как Вы оцениваете уровень выпускников вашей кафедры ПВГУС в сравнении с уровнем европейских аналогичных вузов? Конвертируется ли российское образование на международном рынке труда?
-Вполне. Все наши выпускники, которые захотели работать за границей, легко нашли себе работу. У нашего университета есть договор с Болгарской национальной художественной академией о творческом сотрудничестве. Буквально неделю назад я приехала из Болгарии, была там на защите дипломных коллекций, сравнила уровень наших студентов. Он почти такой же, а в каких-то вещах мы даже посильнее.
У нас есть практика международных стажировок. В прошлом году 9 студентов ездили в Париж, где в течение месяца в образовательном центре контактировали с ведущими специалистами вузов Франции. Преподаватели вели у них как лекционные, так и практические, интерактивные занятия. На мой взгляд, месяц такой стажировки – это хорошее дело.
Были ещё интересные приглашения от Лувра, где выпускники могли практиковаться бесплатно, поработав на экспозициях исторического костюма, оплатив лишь проезд и проживание. Это хорошая школа, где ребята могут изучить историю костюма, условия музейного хранения, и так далее.
— читается ли маркетинг студентам, будущим творцам?
-Да, конечно. Несколько экономических дисциплин входят в учебный план.
Картинка у нас складывается благостная. Но трудности, конечно, есть. И в первую очередь – это трудоустройство.
Любой человек, имея достаточную мотивацию работать, сможет пробиться в профессии.
—Татьяна Васильевна, права ли я: если у дизайнера есть сильное желание работать по профессии, то он найдёт такую возможность, несмотря на сложности?
-Абсолютно правы. И это касается не только нашей специальности. Любой человек, имея достаточную мотивацию работать, сможет пробиться в профессии. Некоторые выпускники жалуются: «Мне это не нравится, меня то не устраивает». Но вы начните работать, извините, хотя бы с трусов, нарабатывайте практику.
— Умеют ли студенты –дизайнеры шить?
— Да, но качественно, далеко не все.
-Дизайнер – это кто – творец, который создаёт принципиально новое?
-Нет, конечно. Вся современная мода построена на аналогиях, на ассоциациях. Она преемственна.
Главная задача дизайнера – чувствовать тренд, современность. Если удается сделать что-то своё в рамках трендах, то это уже хорошо.
-Татьяна Васильевна, что для Вас Поволжские сезоны Александра Васильева? Вы много лет являетесь членом жюри. Вы ждёте их, какие эмоции испытываете, устаёте ли?
— Тут всё. Это очень хорошая база, способ реализации себя и для конкурсантов, и для преподавателей. Это грандиозный фестиваль моды, такая творческая площадка, в рамках которой проходят и конкурс, и мастер-классы, и лекции, и дискуссии со специалистами. Поволжские Сезоны всегда все ждут.
— Повезло Самаре с особым отношением к городу Александра Васильева. Ежегодные Сезоны –это несомненная удача для нашего региона. Легко ли общаться с маэстро?
— Общение с Александром Васильевым – огромное удовольствие. Он очень позитивный, но главное даже не в этом, а в том, что он глубокий, умный человек. Состоявшийся в своей профессии. Он больше искусствовед и теоретик моды, но прекрасно разбирается в тенденциях.
-Последний вопрос. Вы всегда элегантно, со вкусом и продуманно одеты. Где Вы одеваетесь, в каких магазинах, раскройте секрет для читателей?
— Спасибо). О, одеваться можно везде, это не такой важный вопрос. Главное – иметь вкус, а уж каким магазинам или маркам отдавать предпочтение -второстепенно. Я и сама хорошо шью, но не часто могу позволить себе выделить время на шитьё, к сожалению.
Послесловие.
После интервью с Татьяной Васильевной у меня осталось чувство правильного проведённого времени.
Такое чувство возникает при общении с теми людьми, с которыми мы говорим на одном языке. Нам не нужно расшифровывать термины, мы мыслим одними понятиями, потому что дело у нас общее. Для меня этот момент — разговор с большим профессионалом — очень важен и в высшей степени позитивен. Такие встречи – это всегда учёба.
Счастливы те студенты, которые имеют удовольствие каждый день общаться с преподавателями кафедры Художественного проектирования нашего университета. Это не просто пафосные слова. Это момент истины.
В девчонок (и мальчишек) заложена такая база классического образования, такое мощное творческое начало, что не свернут они с пути, не пойдут на понижение стиля, свой уровень не смогут разменять на дурновкусицу. Образование им дали большие профессионалы, и этим всё сказано.