Интервью для меня – это прежде всего учёба. Разговаривая с мастерами своего дела и задавая им вопросы, на которые нет ответов ни в одном учебнике, я насыщаю себя необходимыми знаниями. Очень надеюсь, что и читатели найдут в наших беседах пользу для работы и пищу для ума.
Сегодня мы встречаемся с профессиональным дизайнером одежды. Знакомьтесь —
Ксения Подоляко (Егорова). Имя Ксении я запомнила на Поволжских сезонах Александра Васильева – её коллекции меня тогда очень заинтересовали. Мне захотелось поговорить с ней о творчестве — о том, как рождаются коллекции, об опыте модных показов и что стоит за победами в конкурсах – сколько нервов, труда и души бывает вложено в красивое шоу для зрителей.
Ксения Подоляко (Егорова):
«Я считаю, что дизайнеры, поздно включившиеся в участие в показах, просто-напросто потеряли время»
—Дизайнер одежды в фирме ВолгаФлаг, производящей спортивную одежду по индивидуальным дизайнам с печатью на ткани методом cублимации под самарским брендом “SLALOM”.
-Неоднократный финалист и призёр «Поволжских сезонов Александра Васильева»,
-Лауреат и обладатель Гран-при Городского Фестиваля «Cимбирский стиль»
— Ксения, выбор профессии дизайнера одежды для Вас не случаен?
— Я родилась, училась и заканчивала художественную школу в Костроме. Знала, что будущая профессия не должна быть связана ни с математикой, ни с русским, ни с биологией. Я хотела рисовать.
Учась 10 классе, я приехала в Самарский Государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ) для индивидуальных занятий на факультете дизайна. Получила задания на лето. Потом приезжала каждые каникулы заниматься: именно так построена система поступления в вуз – через предварительную подготовку. Я не видела будущих абитуриентов, с которыми предстояло соревноваться на экзаменах. Мне говорили: «Сильные у тебя конкуренты», а кому-то про меня говорили то же самое.
— Вас приняли на бюджетное обучение?
— Не сразу. Мне не хватило 1 балла. Сдавая экзамены, я чувствовала себя достаточно уверенно. Но было всего 4 бюджетных места. Родители меня успокоили: они приняли решение оплачивать моё обучение. Я очень благодарна им за финансовую и моральную поддержку во все годы студенчества. Финансирование конкурсных показов также ложилось на их плечи.
Я стала студенткой, жила в общежитии. Пела, танцевала, участвовала во всевозможных мероприятиях, чтобы быть на виду. Училась очень много. Все уходили домой после занятий, а я оставалась на кафедре. И так случилось, что на 3 курсе меня перевели на бюджетное обучение.
— Вот это воля к победе!
— А куда было деваться?
— Ксения, 2 года назад на Поволжских Сезонах Александра Васильева я обратила внимание именно на вас. Коллекция «Иностранка» произвела самое приятное впечатление. Лёгкая, ироничная и трендовая. Быть может ещё и потому, что тема пальто мне очень близка и интересна. Была уверена, что один из призов будет Вашим.
— Да, за коллекцию был специальный приз от жюри.
Для первого места мне не хватило баллов. Члены жюри потом объяснили, что, по их мнению, работы были не совсем коллекционными в плане выдержки стилистики и цвета. У них было ощущение, как будто все отдельно, каждая единица самостоятельна сама по себе.
— Странно, мне так не показалось. А каковы характерные признаки коллекции?
— В коллекционной одежде модели должны быть построены по одной конструкции, объединяться общими приёмами стилистики, цветовым решением, материалами, дополнениями. Всё должно быть связано и продумано, развиваться от изделия к изделию.
А я над коллекцией работала с теми материалами, которые были мне доступны.
Тогда я проходила производственную практику на фабрике пошива пальто – там работают профессионалы бывшей Самарской «Красной Звезды». На складе в остатках были материалы, которые мне разрешили использовать для коллекции. Для руководства фирмы это было рекламная компания, для меня — прекрасная возможность участвовать в Сезонах. Я подобрала необходимые материалы, что-то докупила сама. Получилось взаимовыгодное сотрудничество.
Работала в июле, августе, сентябре и в октябре. Моя практика затянулась на четыре месяца.
— Шили пальто сами или…? Очень интересная фактура придана тканям – складочки, застрочки. Необычный приём.
— Я разрабатывала конструкции. Складочки тоже пришлось делать самой. Конечно, помогал советами конструктор фирмы: пальто для меня было новым ассортиментом, с которым я раньше не работала. Отшивал швейный цех, но приходилось постоянно присутствовать – настолько экспериментальными были модели и для них, и для меня.
— Поработали технологом?
— Студент должен учиться быть всем. Профессиональный дизайнер обязан вникать во все этапы изготовления изделия.
В производство попало лишь несколько моделей, ограниченной партией. Но пальто со складками – нет. Они материалоёмки, да и время, затраченное на изготовление, будет превышать среднюю себестоимость изготовления пальто для массового производства фирмы в несколько раз.
Люди предпочитают покупать дёшево. На рынке пальто сейчас трудно — много конкурентов.
— Ксения, каковы Ваши впечатления об участии в Поволжских Сезонах?
Участие в показах – это дорогое удовольствие. Спасибо моим родителям.
Я участвовала 4 раза в Поволжских сезонах Александра Васильева. Первый раз — в соавторстве с однокурсницей.
Коллекция «Дама из чемодана» родилась за одну ночь и была сделана практически из ничего, из старых вещей, что залежались в шкафу у тёти. Мы купили только красные подтяжки. Нарисовали эскизы и отправили. Нас пугали: «Вы не успеете, не делайте». Но организаторы, напротив, одобрили: «Приносите». Волноваться мы начали потом: «А что же теперь будет?»
Прошли в финал и выиграли. Мы не вложили практически ничего – ни времени, ни денег — и сразу стали призёрами фестиваля.
На показе атмосфера постоянного напряжения. Высокая конкуренция. Много конкурсантов и все они талантливы. И когда ты выходишь один на один со своей коллекцией, то это моральное напряжение выдержать очень непросто. Но интересно. Видишь конкурентов, хочется сделать лучше. Хочется удивлять и развиваться.
Когда я вижу: людям нравятся мои работы и что-то получается, то понимаю, что выбрала верное направление.
-После «Дамы из чемодана» и «Иностранки» была спортивная коллекция. Очень сложная по композиции, по цветовому решению. Много единиц, сложное исполнение и обилие фактур. Прекрасная конструкторская работа.
-Это моя дипломная работа – зимняя спортивная коллекция «Экспедиция. Ориентация СЕВЕР».
Я шла от эскизного этапа. Думала взять пальтовую тему для дипломного проекта, потому что наработок было очень много. Но коллекция …. выстроилась в куртки. Мех, вязаные вещи.
И опять говорили: «Это сложно, это долго, у тебя ничего не получится». Но критика только подстегнула меня: «Нет, я возьмусь и сделаю это!». Хотела доказать людям, что правы не они, а я.
— У вас всё получилось. Неизбитый выбор темы, очень достойное исполнение.
— Мне присудили первое место в номинации “Костюм реальность” за эту коллекцию на Фестивале «Cимбирский стиль» в Ульяновске в 2013г.. Кстати, годом ранее «Иностранка» взяла Гран-при на «Симбирском стиле».
Организаторы объяснили присуждение лишь первого места тем, что второй год подряд Гран-при не присуждается одному и тому же человеку – таковы правила фестиваля. Но мне было не обидно, а приятно.
— Что даёт участие в показах и конкурсах для дизайнера? Стоит ли вкладываться в эту часть профессиональной жизни?
— Я считаю, что дизайнеры, поздно включившиеся в участие в показах, просто-напросто потеряли время. У них был бы уже другой уровень. Обязательно нужно ездить, смотреть, общаться, обмениваться мнениями, заводить знакомства, анализировать работу разных дизайнерских школ. В нашей профессии необходимо быть на виду — закон рынка.
-Что обязательно нужно знать дизайнеру, но чему не учат в институте?
— Дизайнеров учат проектированию, умению придумывать новое и воплощать фантазии в материалах. Когда ты приходишь на работу, то нужно знать абсолютно всё: быть и конструктором, и дизайнером, и технологом. В университете, в виду ограниченности академических часов, невозможно получить весь объём знаний. Я должна уметь продумывать каждую строчку. В университетах делают акцент на идею, новизну, но не всегда на функционал. Его нужно чувствовать. Одежда должна быть комфортной и носибельной.
В последние годы моего обучения я обратила внимание именно на эти функции одежды. Работа моя также связанна с проектированием спортивных вещей, удобных для человека.
Выпускник- это, по сути, чистый лист бумаги, с набором теоретических знаний. Теперь он их должен применять и пополнять. Участие в конкурсах не даёт опыта работы на производстве. Приходится учиться контактировать с разными людьми, с начальством. Быть гибким.
— А какова Ваша теперешняя работа?
— Я работаю дизайнером спортивной одежды. Это небольшое производство, но с интересным направлением. Наш «конёк» — принты. Работа в фирме мне понравилось сразу: здесь прекрасное оборудование – есть и вышивальный, и вязальный станок, пресс для переноса принта с бумаги на ткань, различное швейное оборудование. Выполняем любые заказы в любом количестве. Приходится заниматься и конструкцией, и контролем на стадии изготовления. Я присутствую в процессе «от и до».
Я немного устала от пальтовой темы, поэтому была даже рада сменить область дизайна.
Увлеклась спортивной одеждой. Мои возможности расширяются с каждым новым опытом.
— Ваша фирма участвовала в показе в Москве совместно с Вячеславом Зайцевым. Как Вы работали над этой коллекцией?
— Это был показ коллекции в спортивном стиле для самарского бренда нашей фирмы SLALOM осенью 2014 г на выставке Текстильлегпром. Совместный показ с Домом мод Вячеслава Зайцева и компанией КАРО (итальянские ткани) на ВДНХ.
Мы отобрали образцы интересных тканей и на основе заказанных материалов я разработала коллекцию одежды, а затем лекала. Эскизы готовились на одни ткани, а в конце августа мы получили совсем другие. Присланные материалы не подходили к закреплённым моделям ни по цвету, ни по свойствам. У нас в коллекции печать, принт — нам нужны белые ткани. А прислали цветные. Мы были в шоке. Месяц моей работы насмарку.
Оставался сентябрь для переделки эскизов и пошива.
Мы рассчитывали на плащевые ткани, а пришли — для толстовок, в итоге размеры увеличились чуть ли не вдвое из-за свойств повышенной растяжимости. Были женские костюмы — стали мужские. Переделывать времени не было: тьма комплектов, и в каждом комплекте несколько единиц. И ещё нужно было вписать принты, а я с ними раньше не работала.
— «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»…..
Но в итоге коллекция имела успех?
-Да. Директор «Каро» очень удивился, что мы успели в срок. Костюмы смотрелись весьма презентабельно на общем фоне, а мы полностью выполнили коллекцию из присланных тканей, хотя эти условия выдержали не все участники показа, столкнувшиеся с аналогичными трудностями.
Зайцев лично отобрал наши модели для открытия выставки.
— Ксения, как Вы относитесь к критике?
-Сложно. Переживаю. Бывает очень обидно. Но, с другой стороны, я понимаю, что критика – это момент учёбы. Тебе указывают на пробелы. Процесс обучения строится на разборе ошибок. Всегда есть место для критики и возможности улучшаться. Я с этим согласна.
На Московском конкурсе премия “Мода России ” я сидела в зрительном зале и ловила себя на мысли: «а вот у нас на Поволжских сезонах было бы по-другому. Победитель был бы иной.»
Я знаю, что сказали бы мои преподаватели. Это просто другая школа дизайна и закалки.
— Допустим, Вы делаете коллекцию из 5-10 вещей. Должны ли быть все вещи одинаково ценны с художественной точки зрения?
-Нет, так получается не всегда. Я отталкиваюсь от одной вещи, а потом идёт развитие коллекции. Затем кульминация и спад. Не могут быть все вещи одинаково яркими. Нельзя их все нагружать одинаково — это будет не интересно. Нужен отдых своего рода, вдох-выдох, движение. Как жизнь: рождение и угасание.
Бывает иногда, что какая-то вещь получается вымученной, долго дорабатывается. Вещи в коллекции не все совершенны. Во всяком случае, я пока такого уровня не достигла.
Нужно стараться преподнести коллекцию в развитии, но и каждая вещь в отдельности должна быть интересной. Я стараюсь. На бумаге иной раз это выглядит лучше. А иногда — наоборот. Не угадаешь.
—Ксения, если бы Вы выбирали, то в какой сфере дизайна хотели бы работать?
— Это всегда связано с тем, с чем я работаю в конкретный момент времени. Сейчас –это спортивная тема и одежда с принтами.
Я ищу, чем заниматься в дальнейшем. Пусть это будет поначалу небольшой бизнес. Но чем именно заняться – это вопрос серьёзный. Хочется создать неординарный продукт, за который люди будут готовы платить, а не работать для «среднестатистического» покупателя.
Нужно делать то, что люди купят — это обязательный момент. А иначе какой смысл в работе дизайнера, если прибыли «ноль»? Нет, не сложно предугадать, что будет куплено. Но момент стоимости изготовления – вот в нём трудность. Люди всё больше тянутся к одежде среднего ценового сегмента – им хочется быть в тренде и чаще обновлять свой гардероб.
Мой муж меня очень поддерживает в стремлении заниматься тем, что мне нравится. Поэтому я остаюсь в профессии, ищу свою нишу, не опускаю руки. Поддержка близкого человека много значит.
Вместо эпилога.
Это интервью состоялось ещё в начале ноября. Потом на меня навалилась обычная текущая работа — без выходных, как это и бывает обычно осенью. Сезон нарядов, что поделать. А на расшифровку диктофонных записей, на редактуру, правку и согласование нужно изрядное количество рабочих часов.
Недавно Ксения вышла замуж и сменила фамилию. Теперь ждать новых шикарных коллекций дизайнера Ксении Егоровой.
Прежде чем публиковать интервью, я показала черновик хорошему редактору, с которым нас связывают близкие, дружеские отношения. Редактор — женщина немолодая, чуткая, по-настоящему интеллигентная — сделала замечание сразу: «Тебе нужно описать эту девушку. Вот ты начинаешь рассказ о талантливой девушке -так дай понять читателям, что именно в ней тебя заинтересовало. Почему ты выделила именно этого дизайнера? Наверное ты увидела не только прекрасные работы, но и что-то такое особенное в ней, что захотелось познакомиться поближе и поговорить?»
Но это не так! Мы, зрители, видим коллекции, а личность дизайнера остаётся за кулисами. В лучшем случае мы видим короткий проход автора по «языку» с моделью.
Мы не были знакомы с Ксенией до момента интервью.
И только теперь, проговорив полтора часа с человеком, я смогу описать её. Дорогие читатели, в Ксении всё особенное).
Она хрупкая, изящная, улыбчивая. Волнуется о дне завтрашнем и сомневается в своих силах, как нормальный талантливый человек. Глубокая, цельная.
Все эти открытия были очень приятными. Писать о том, как трудно пробиться молодому дизайнеру , я не буду — это и так понятно. Арифметика проста: плюс — большой талант, минус -отсутствие стартового капитала, минус неважнецие экономические условия в стране. Но плюс — поддержка родных людей -родителей и мужа. И ещё плюс -дельный бойцовский характер Ксении.
Пожалуй, плюсов больше. Если выстроить правильно цели, то невозможное — возможно. Примеры есть!
«Мне хотелось доказать, что правы не они, а я» (с) -Ксения Подоляко.