Ирина Вест: Творческие кризисы в работе случаются, но никогда не было мыслей уйти из профессии
Irine West — дизайнер одежды .
Ирина одна из самых интересных мастеров индивидуального пошива, известных мне. Быть лично знакомой, дружить, общаться — это огромное удовольствие.
Спасибо Киеву и Ukranian Fashion week за встречу, даже за такую короткую, между поездами-самолётами. Я только что приехала, а Ирина уже торопилась поезд домой, в Днепропетровск.
Мы встретились с девочками на Хрещатике.
Такие взрослые, но всё же настоящие девочки с тряпочками и куколками. Обнимали друг друга, не верили глазам своим (вот он, интернет, сметающий границы), выворачивали наизнанку вещи, — со стороны это смотрелось забавно, конечно.
Интервью с Ириной мы записали позже, по скайпу. Вот что у нас получилось:
— Ирина, первый вопрос — о происхождении твоего творческого имени «Irine West»
Многие коллеги тебя знают по клубу «Сезон» , как Ирину Ост.
— Тут всё просто. Я — Ирина Остапенко,- отсюда никнейм на «Сезоне», производное от реального имени,- Ирина Ост. Три года назад я стала развивать собственный сайт и придумала новый творческий псевдоним «от обратного» : «Ост-Вест». На одежде, которую я шью, стоят бирки «Irine West», покупатели и заказчики меня знают под этим именем.
— Твой сайт – это имиджевый инструмент, или… ?
-Да, больше имиджевый, ну и как средство самореализации.
А также источник вдохновения: случаются грустные периоды в творчестве, тогда я листаю сайт — статьи, работы, комментарии , — и успокаиваю себя: «да всё у тебя нормально, не парься».
Сайт много времени отнимает, его нужно постоянно поддерживать: то тут что-то отвалилось, то там.
— Ирина, как ты называешь свою профессию? Кем ты работаешь?
— Я дизайнер одежды. И портной, конечно, тоже. Но в нашей работе нужно правильно себя презентовать перед заказчиками. Мы живём в реальном мире и нам нужно продаваться.
— за что тебя выбирают клиенты?
— Здесь много моментов, но главный из них – индивидуальный подход к каждому. Вещи не под копирку, я никогда не повторяюсь. Люди, одетые индивидуально у портного, не имеют риска встретить «двойника» на вечеринке или на улице.
У меня много ручной работы, большое внимание уделяю изнанке. Люди это ценят.
Недавно был случай: моя заказчица наняла себе эксперта по разбору стиля и гардероба. Стилист пришла в изумление от одежды «Irine West» с кружевной изнанкой, — выворачивала, удивлялась. Конечно, в магазинах такого не купишь.
— Кутюрная работа оплачивается? Ты дорогой мастер?
— Оплачивается, да. Но насколько я дорогой мастер, судить не берусь. В городе на индпошив есть цены выше, но есть и категория портных, шьющих намного дешевле, чем я.
Я на эту тему перестала думать и анализировать рынок индпошива: людей всё устраивает и они шьют у меня.
Но «включается» и чутьё, когда цены нужно немного снизить, в кризисные моменты. За ценовой политикой нужно следить, чтобы не остаться без работы.
Я считаю, что нужно уметь себя продавать. Существует куча тренингов на эту тему. Я не люблю разговоры: «ой , мы бедные, нам мало платят, клиенты жадные. Ой, пожалейте нас»
Нельзя так. Всё в ваших руках.
-Ирина, какая ты в работе?
— Я пунктуальная. Очень обязательная. Если человеку обещаю, то он может быть уверен на 100%, что получит вещь в срок. Разве что небо упадёт … да и в этом случае я отзвонюсь с извинениями: «вы знаете, небо упало, давайте вместе подумаем, как выйти из ситуации»
— Твой распорядок дня жёсткий при таком объёме работы?
— График у меня творческий. Но в этом-то и весь смысл нашей работы – во вдохновении. Когда ты фрилансер, то можешь сам выстраивать удобный распорядок дня.
Это не значит, что я могу позволить себе расслабиться и не работать. С утра может быть тренажёрный зал, кофе в спокойной обстановке, настроение подумать о чём-то, музыку послушать, но я всегда умею остановиться: «пожалуйста, твои 8 часов рабочего времени – изволь». Могу работать до 12 ночи, но не дольше, потому что подъём в 7 утра.
— Ирина, как по твоим наблюдениям, ниша индивидуального пошива сужается? Профессия портного становится менее востребованной с годами?
— И да, и нет: 50 на 50.
То, что шьют теперь меньше, это точно. Всё-таки наши мамы и бабушки чаще обращались к портным, потому что было время дефицита одежды. Людей, которые ценят качественный пошив, тоже стало меньше.
Но они есть, и наша задача – сделать так, чтобы такие люди были с нами.
Классно, когда заказчики приходят на примерку с детьми. Девочки видят закулисье, примерки, красивые лоскутки. Они возятся с пуговками, с тряпочками. Думаю, что эти ощущения красивого с ними останутся на всю жизнь.
А элемент творчества для женщины? Ведь она сама придумала рюшечку, и потом будет носить платье с настроением «это я придумала рюшечку».
— Клиенты доверяют твоему вкусу полностью и предоставляют свободу в выборе фасона и ткани или диктуют условия?
— Даже если человек приходит с чёткой картинкой, то мы находим вместе лучшее решение. А в последствии он мне уже больше доверяет. Поэтому дизайн чаще мой.
Конечный результат зависит не только от дизайна, но и от качественной ткани. Спешка в шитье и экономия времени на внутренние швы может погубить весь результат, — об этом тоже нужно помнить.
— Бывают случаи, когда клиент не доволен в конечном итоге твоим дизайном?
-Да, бывает. Но всё поправимо, я умею находить компромиссное решение. И сейчас я уже не так переживаю, как раньше. Это всего лишь тряпочка, понимаешь? Это не здоровье, не жизнь чья-то. Ну не хирурги мы.
— Ирина, расставь приоритеты для одежды класса люкс. Что оказывает большее влияние на конечный результат: отделка, ткань, крой или качество пошива?
— Наверное, всё-таки, на первом месте будет дизайн. Люди не заморачиваются с тонкостями,– они примеряют вещь на себя и видят общий образ, а не качество пошива. Потом обращают внимание на ткань. И уж совсем мало кто заглядывает на изнанку вещей.
Поэтому портным и дизайнерам нужно следить за трендами, ходить по luxury – бутикам, шоурумам, выворачивать вещи наизнанку.
— Что даёт тебе посещение модных показов? Уход от творческого застоя?
— Если честно, то не очень много даёт. Это скорее тусовка, общая атмосфера, общение с коллегами. Гораздо больше даёт возможность видеть вещь вблизи, вывернуть, прочувствовать швы, материю.
Творческие кризисы в работе случаются, но никогда не было мыслей уйти из профессии
Для вдохновения я хожу по музеям. Я «музейная душонка» (смеётся) Люблю Европу, путешествия. Просто гулять по улицам и, обязательно, –барахолки! (блошиные рынки). Старые вещи, винтажные украшения, брошки-пуговицы.
— стиль Ирины Вест?
— Сложный вопрос. Я не думаю, что моя одежда однозначно узнаваема и имеет чёткие характеристики. Может быть, какие-то элементы отделки.
Раньше у меня было пристрастие к оригинальному пышному декору, а сейчас оно прошло. Больше нравятся качественные ткани и минимализм. Меньше кружева, меньше платьев, а чаще джинсы.
— где ты училась шить?
-Я самоучка, училась шить по журналу Burda и этого не скрываю.
Любовь к профессии –от бабушек, она на генном уровне. Обе шили, и шили хорошо. Бабушка с папиной стороны, жена военного, обшивала весь гарнизон.
Я шила вначале себе, потом подружкам. Так и закрутилось.
Я считаю, что это просто ремесло – нужно браться и делать, а опыт и мастерство придут.
— ты быстро шьёшь?
-нет, не быстро. С опытом стала шить медленнее, как ни странно.
Скажем, подклад к шлице я присоединяю вручную, хотя на машинке было бы быстрее и технологичнее. Но хочется кутюрности, поэтому — руками и медленно.
— Никогда не было желания расширить бизнес, сделать ателье ?
— Я боюсь, что придётся больше тратить время на организацию, а не на творчество. И потом, непросто брать на себя ответственность за людей, которые ждут от тебя работы, заработка. Гораздо проще быть ответственным только за себя.
—любимая ткань в работе?
— Шёлк
— любимая одежда?
-джинсы.
— Что выгоднее всего шить, на твой взгляд?
— платья и капсулы.
— особенные условия для вдохновения?
— музыка. Джаз чаще всего.
Послесловие
Интернет позволяет общаться с коллегами, находить людей себе созвучных и понятных. Но, в сущности, как мало мы понимаем, какой он, тот человек, на другом конце оптоволокна. Мы даже голоса друг друга не представляем, что уж говорить о характерах.
Тем интереснее встречаться лично, смотреть в глаза, слышать интонации … и не разочаровываться.
Ирина мягкая, тёплая, очень располагающая к себе. Я в очередной раз убедилась, что характер мастера находит отражение в творчестве.
Вещи от «Irine West» — это она сама. Женственность, нежность, деликатность. Тонкий вкус, продуманность, воздух и глубина.
Боюсь перегрузить интервью галереями, но и выбросить ничего не могу, -настолько мне всё нравится.
Ирина не просто портной, она дизайнер. Художник с иглой и кружевом.
Много работ на сайте Ирины, enjoy http://irinewest.com.ua
И ещё немного работ:
1 комментарий. Оставить новый
Спасибо за интервью. Работы Ваши красивые,, изящная работа! Успехов Вам как в творчестве!!!, и востребованности!!!