Интервью: Мария Казак

  1. Главная
  2. интервью и репортажи
  3. Интервью: Мария Казак

Поволжские сезоны Александра Васильева –  лёгкие миры безумных фантазий —  в 14-й раз  собирают молодых дизайнеров на подиумах Самары.

Октябрь без Сезонов уже немыслим.

Для дизайнеров  это большее, качественно иное, чем просто красивая картинка, которую видим мы, зрители.

Заявки участниками поданы, коллекции дошиваются, как водится, в творческих муках и сомненьях. Оргкомитет фестиваля делает свою трудную часть работы – найти финансы, договориться с площадками и  модельными агентствами, организовать приём участников и жюри, разослать приглашения, предусмотреть массу важных мелочей, от которых зависит чёткость работы фестиваля, каким мы его привыкли видеть, – большим праздником моды.
Именно об этом сегодняшнее наше интервью – об организации фестиваля.

sezony149
Мария Казак :

 «Мы очень жёстко подходим к выбору членов жюри – случайных людей там не бывает».

Театральный художник, модельер

Член Союза дизайнеров России

Арт-директор «Поволжских сезонов Александра Васильева»

 

— Мария, чему будут посвящены предстоящие Поволжские сезоны?

— Тема, предложенная Александром Васильевым, звучит  так: «Первая мировая война. Стиль Модерн».

— Разрешается ли дизайнерам отступать от заявленной темы? Мы помним по предыдущим годам, что не всегда тематика фестиваля выдерживается конкурсантами.

-Мы не можем обязать придерживаться темы на 100% всех участников,  потому что тем самым мы ограничили бы их творческий процесс. У ребят могут быть другие планы и интересные идеи. Препятствовать этому мы не можем. А для кого-то, наоборот, заявленная тема является источником вдохновения, даёт почву для размышлений и служит отправной точкой для начала работы, — поэтому мы строго не обязываем придерживаться темы. Это по желанию. Но, конечно, члены жюри всегда положительно отмечают следование теме.

Александр Васильев выбирает темы не случайно.  И не только желание отметить  столетие начала первой мировой войны или годовщину другого события. Будучи историком моды, он знает цикличность моды и прогнозирует ее возможные витки.
Так, темой Фестиваля в 2011 году был  первый полёт человека в космос  — дизайнеры должны задумываться,   Александр Васильев даёт  таким образом ниточку, толчок.

Мы (организаторы фестиваля –ред.) стараемся тему поддерживать  оформлением и открытием фестиваля.

— Где мы сможем увидеть фестиваль в этом сезоне?

— В этом году у нас непростая экономическая ситуация – отсутствует губернская поддержка. Прежде ежегодный грант губернатора давал  возможность оплачивать  аренду, свет, звук. Теперь приходится существовать в более жестких коммерческих условиях. В том числе и при выборе места проведения.

Фестиваль пройдёт в «ЯR –террасе» (развлекательный комплекс «Kin.up» г. Самара, ул. Лесная 23-ред.). Эта площадка даёт отличные возможности:  большие светлые пространства, свежий актуальный интерьер, изюминкой является потрясающий вид на Волгу через панорамные окна. Для модного дефиле это пространство очень перспективно. Будет выстроен подиум рекордных для Фестиваля размеров,  организован партер для наилучшего просмотра показа и, конечно, профессиональный свет и звук.
Первый день конкурса состоится закрытый показ только для членов жюри, как и предыдущие два года. Территориально он будет проходить в Арт-центре, сохранится тот же формат общения жюри с участниками, билеты не продаются.

sezony143

Работа Жюри фестиваля в Арт-центре. Полуфинал 2013г

Мы анонсируем и продаём билеты только на финал, на второй день –  12 октября 2014 года. Всегда с огромным удовольствием приглашаем всех желающих на красочное финальное шоу, в рамках которого можно будет увидеть 25 коллекций финалистов Фестиваля, показ внеконкурсных коллекций профессиональных брендов региона и красочную церемонию награждения победителей. А затем остаться на after-party.

— Журналисты и блогеры  в первый день имеют возможность получить аккредитацию?

— это возможно  только по предварительной договорённости.  Первый день предназначен для профессиональной публики. Вход ограничен, а желающих прорваться всегда много, поэтому мы не можем обойтись без охраны.

— какие ещё изменения будут, помимо смены площадки и потери гранта губернатора?

— В этом году нас поддерживает «Модный дом Кирилла Гасилина», известного российского дизайнера, который был обладателем гран-при Поволжских Сезонов в 2002 году. Теперь у него  преуспевающий модный дом с годовым оборотом более 1 миллиона евро в год. Его модели успешно продаются по всей стране, в том числе и в Самаре, и  через интернет магазины.

В этом году Кирилл Гасилин учреждает Гран-при нашего фестиваля, сумма рекордная для нас – в 100 тысяч рублей. Так же представитель его модного дома будет работать в составе жюри.

Это серьезная поддержка. Для нас чрезвычайно важно не только финансовое участие, но и его связь с Сезонами – в жизни именитого дизайнера наш  фестиваль был ступенью, важным шагом. И вот эта закольцованность композиции и сценария не менее важна!

Как правило Гран-при предназначается для дальнейшего профессионального продвижения победителя и для создания его новой коллекции.

Например, обладательницей Гран-при 12 Фестиваля  Оксана  Васильченко из средств гранта смогла представить свою коллекцию на неделе моды в г.Марсель (Франция), в рамках проекта Марсель — культурная столица Европы. Сейчас Оксана продолжает свое профессиональное образование во Франции.

— Изменится ли состав жюри в этом году?

— Основной состав практически остается тем же, приглашения уже высланы, ждём подтверждения.
sezony147

— Мария, расскажите, пожалуйста, о технической стороне судейства. Это что – листы с баллами и с пометками? Насколько возможно оценить работы дизайнеров за две минуты выхода моделей,  при большом количестве коллекций?

— Да, это листы с таблицами и 10 балльная система выставления оценок. Члены жюри так же делают для себя пометки.  Действительно, коллекций много, и если возникнут спорные моменты в обсуждениях, то эксперты могут своими записями воспользоваться.

Рядом с членами жюри всегда работает наш технический помощник Марина Шишкина,   и когда один оценочный лист заканчивается, она его тут же забирает у жюри и передаёт в техническую службу. Оценки заносятся  в сводную  таблицу Excel:  мы строго считаем по баллам. Средний балл – это наша основная оценка. Если у двух коллекций выпадает равный балл, то тогда идёт обсуждение. Мы очень жёстко подходим к выбору членов жюри – случайных людей там не бывает: все компетентны и профессиональны.  Участники Сезонов это знают и ценят. И едут к нам именно за такой квалифицированной оценкой своего труда.

И мы всегда публикуем промежуточный рейтинг. Вывешиваем текущие оценки на открытое обозрение. В нём нет имен членов жюри, но можно увидеть суммарный балл и сделать прогнозы по прохождению к следующему этапу конкурса.

Судятся по баллам коллекции на каждом этапе.  Хотя в первый день коллекций очень много, но наше жюри обладает такой высокой квалификацией, что им достаточно двух-трёх взглядов на коллекцию,  чтобы всё понять.

— А зачем в таком случае нужен второй день конкурса, если  средний балл уже получен к концу первого дня судейства? Ведь за ночь коллекции не изменятся?

—  Первый день мы проводим в формате живого общения и диалога членов комиссии с дизайнерами. Это даёт возможность участникам даже за ночь что-то поправить. Просто бывают слабые моменты в коллекциях, которые можно улучшить. Профессиональный совет жюри в таком случае необходим и бывает решающим. Так произошло в прошлом году у дизайнера Натальи Склёз, которая представляла коллекцию «Неон».

sezony142

Наталья Склёз. «Неон» Полуфинал, 2013

 — Я помню — серые деловые костюмы с неоновыми вставками

— Да,  вся коллекция была делового предназначения, а одно платье было явно вечернего направления — с бархатной бордовой юбкой. Так после общения с жюри на полуфинале она  за ночь перешила это платье.  Его на финале не было. И это дало дизайнеру возможность на финальном дефиле набрать больше баллов и выйти победителем в номинации «Костюм реальность».

sezony148

Наталья Склёз. «Неон» 1 место «Костюм реальность» 2013г


— за какую грубую ошибку комиссия однозначно снижает оценку?

— Например, за копирование моделей мировых дизайнеров. Это сразу даёт огромный минус для коллекции. Безусловно, пока ты студент, ты будешь вдохновляться работами известных кутюрье: «Как он это сделал? Смогу ли это сделать я?». Но дизайнеру важно пропустить  опыт знаменитых кутюрье через себя, привнести нотку новизны, идеи XXI века и своё видение. Грань очень тонкая. Наш фестиваль является конкурсом авторских работ и плагиат в этом случае недопустим.

-Я оказалась свидетелем неприятного разговора за спиной о том, что «у них всё заранее куплено».

— Ну нет, эти слова  заставили меня улыбнуться. У нас очень строгая оценка по баллам. Даже никаких попыток ни разу никто не предпринимал, и мы этим гордимся, ценим, дорожим и менять порядок вещей не собираемся.

— Мария, много ли подано заявок на участие в фестивале в этом году?
—  У нас бывают и всплески количества участников, и спады. В этом году мы наблюдаем некоторое уменьшение. На это есть ряд объективных причин.

Во-первых, это общее уменьшение количества студентов по данным специальностям.

Во-вторых, экономическая составляющая: сделать коллекцию  — это дорого. Если раньше, скажем 8-9 лет назад, дизайнер сам отшивал свою коллекцию, то сейчас он сам шить практически не умеет. Дизайнер считает, что он придумает и нарисует колекцию, а сошьют ему в ателье.

— О, да – у меня был опыт работы с дизайнером по созданию коллекции с неясными эскизами и отсутствием технического задания. Это было очень сложное сотрудничество, но в финал мы прошли.

— А тем более это авторские вещи: дизайнер сам часто не знает, чего он хочет.
Откуда может это знать конструктор и портной даже с профессиональными навыками конструирования и технологии? Очень много времени уходит на поиски и эксперименты, а работа специалистов дорого стоит.

Следовательно,  нелишним будет для дизайнера иметь золотые руки в придачу к золотой голове?
— На этапе обучения  он должен уметь делать свою вещь от начала до конца.
Так же участнику необходимо заплатить организационный взнос. Ведь мы, как организаторы,  предоставляем профессиональных моделей, режиссера. Так же есть ведущий, горит качественный свет и звучит музыка, моделям будет сделан макияж и прически. Над подготовкой показа работает огромное количество людей.

Плюс участникам нужно сюда доехать, это тоже затраты. Конечно, мы помогаем с размещением, ищем бюджетные варианты.

В этом году у нас не самое большое количество заявок.
Помимо основного дефиле мы предложим зрителям  внеконкурсный показ с большим количеством моделей – коллекций вчерашних победителей, сегодняшних профессионалов. Это дизайнеры, которые работают на Самарском рынке одежды, в Тольятти  и Новокуйбышевске.

Этим самым мы покажем, как идёт развитие  наших участников:  они не стоят на месте, они открывают свои ателье, мастерские и с успехом работают.
Что даёт молодым дизайнерам фестиваль, и как им можно развиваться дальше.

— Мария, как Вы считаете, все  ли студенты  имеют  понимание для чего им нужен выход   на престижную площадку Поволжских Сезонов?

— Не всегда. Александр Васильев каждый раз пытается им это объяснить и донести. Они ещё молодые ребята, студенты, и не всегда ставят себе правильные цели, не всегда извлекают нужные уроки. Но, тем не менее, польза есть, определённо.  На своём этапе они, возможно, ставят себе цель выйти на подиум в финале, в конце с моделью — поклониться, потом показать фото в соцсетях. Но это малая часть айсберга.

Не все отдают себе отчет в том, что наш фестиваль и шире, и глубже. Прежде всего это возможность показать свою работу и получить профессиональную оценку, первый шаг в продвижении, поиск перспективных контактов. Очень важна образовательная составляющая.
Большинство дизайнеров это понимают, поэтому ездят к нам по многу раз.

-Им должно быть досадно  возвращаться без призов? Последние два показа привлекли внимание публики харизматичные, яркие коллекции Михаила Воробьёва (Оренбург), очень заметный дизайнер – будет ли он добиваться победы в этом году?

— Ожидаем, да (улыбается).  Он в теме, он работает, его трудно сбить с пути. Он молодец.

sezony145

Михаил Воробьёв. «Молодильные яблочки» Номинация «Театральный костюм». 2013

Хочу напомнить, что он был обладателем приза за лучшие эскизы в 2012 году и его эскизы по традиции украшали полиграфию Фестиваля в 2013 году.

-Имя дизайнера зависит от денег или от таланта?

— В любом случае  мода – это бизнес и всегда большие деньги, иначе не получится.   Другой вопрос, продвигается  ли дизайнер путём создания своей марки или  идёт работать на кого-то.

У нас многие талантливые дизайнеры успешно работают в Москве на известные дома мод — например,  у Дениса Симачёва,   на крупные бренды –такие как «Остин», «Спортмастер». Да, это возможно не тот уровень креатива, о котором мечтается в студенческие годы. Но офис «Спортмастера» – это 12 этажное здание в Москве, это интересное профессиональное место работы. В «Остине» наша бывшая участница полностью вела мужскую линию. Это высокий статус, серьезный уровень. Пусть имена этих дизайнеров не на слуху, но они реально работают дизайнерами в больших проектах. Есть у нас звезды, которыми мы гордимся.

Мария, что лично вы пожелали бы для Поволжских сезонов? Есть ли просьба к условной Золотой рыбке?

sezony146

Дизайнер Мария Казак. «Carre russe» осень-зима 2013-14 презентация состоялась 31 мая в Марселе-Франция

— Чтобы легкая промышленность в нашей стране возродилась и активно  развивалась, так как потенциал очень большой.  Чтобы на нас обратило внимание руководство губернии и страны. Тогда наш Фестиваль сможет вырасти в «Поволжскую Неделю моды», а Самара стать новым центром на мировой модной карте!

Фотоматериалы взяты с официальной страницы ВК «Поволжские Сезоны Александра Васильева«, авторства  разных фотохудожников.

 

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню