Дублирование деталей одежды

  1. Главная
  2. техники шитья
  3. Дублирование деталей одежды

Добрый день, всем заглянувшим на мой сайт, на котором я делюсь всем, что «нашито непосильным трудом».
Сегодня мы разговариваем  о дублировании деталей  при шитье одежды. Постараюсь рассказать обо всех правилах,  фишках и тонкостях, которые мне известны.

Мы будем вспоминать правила термофиксации, то есть  дублирование одежды клеевыми методами.  Бесклеевое дублирование – это большая сложная тема, в которой я точно не специалист.  Мои «респект и глубокая  уважуха» технологией владеющим.
Нам же, чтобы шить достойно, вполне достаточно знать правила обращения с клеевыми прикладами.   Тем более, что  выбор термопластичных материалов на рынке (дублерины, флизелины) –на любой вкус и кошелёк.

Термоклеевые прокладочные материалы

Не претендую на полный обзор, но пробегусь по основным позициям, которыми пользуюсь сама.

  1. Дублерин — это обычная ткань, на одну сторону которой нанесён слой клея. Различаются дублерины плотностью, составом основы, растяжимостью, а также характером нанесения клеевого покрытия (высотой и частотой клеевых точек).
    Я пользуюсь в основном дублеринами :
    -воротничковым, не слишком плотным- тонким и растяжимым на трикотажной основе. Это приклад номер один в моей мастерской. Незаметен, пластичен, не портит свойств основы, и в то же время помогает держать форму. Улучшает вид самой неказистой материи.  Шифоновый дублерин от Hensel — это главный мой помощник.  Дорогой, но стоит своих денег.- с основой типа марлевки. Покупаю тоже Германского производства, он дешевле трикотажного и плотнее. Укрепляю детали пальто, иногда- борта жакетов.
  2. Флизелин — это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. Бывает разной толщины и плотности. Нитепрошивной и простой.
    Я использую флизелины редко,  в основном в планках рубашек или плательных воротничках, да и то — предпочитаю дублерин на шифоновой основе. Флизелин выберу, если изделие шью из недорогой ткани.  Покупаю только нитепрошивной  тонкий.
    Флизелиновые кромки. Бывают нитепрошивные и простые. Применение: дублирование срезов, швов.
  3. Отличный материал, удобный, но дорогой. Я в целях экономии нарезаю полоски нужной ширины сама из тех материалов, что есть под рукой.
  4. Клеевые корсажные ленты. Это материал для изготовления поясов. Выпускается разной ширины, одинарные или двойные, с перфорацией по краю, что облегачает разметку и позволяет пояс сделать идеально ровным.
  5. Клеевые паутинки и сеточки. Это просто слой клея, без основы. Убивают пластику ткани напрочь, делая деталь «деревянной».   Не покупайте и не применяйте их никогда. Если они все ещё присутствуют в вашей мастерской, то найдите и выбросьте, чтобы не дай б-г куда-либо не приклеить.

Самый обычный вопрос, который возникает при дублировании: какие детали дублировать?  Тонкостей здесь тьма, и одну и ту же деталь в одном случае мы дублировать будем, а в другом -нет. Чтобы понимать ЧТО укреплять, нужно понимать ЗАЧЕМ. Это как в любой задачке: когда понимаешь суть процесса, то запоминать алгоритм решения не нужно,  — ты сам выстроишь его наилучшим образом без подсказок.

Зачем дублировать детали верхней одежды.

  1. Чтобы придать форму изделию  (пальто, жакеты).    Как говорит изумительный мастер (и моя подруга)  Светлана (Мило): «Проклеенная рубашка –это плащик, а непроклееный пиджак – это рубашка» .
  2. Сохранить форму (фасон) одежды в процессе эксплуатации (пальто, жакеты).
  3. Предохранить срезы от растяжения (карманы, низы, проймы, горловина)
  4. придавать тканям стойкость к сминанию (воротнички, манжеты)
  5. повысить упругость в местах постоянного деформирования (воротнички).Итак, дублируем для красоты, надежности и долговечности.
    Иллюстрации из учебника «Основы технологии швейного производства» , 2001г. автор Труханова А.Т.

Какие детали одежды нужно дублировать

  • В верхней одежде дублируют полностью: полочки, подборта, верхний воротник, подворотник, клапаны, листочки. Наша  цель — придать  и сохранить форму.
  • Зональное (частичное) дублирование: борта полочек, боковые части полочек, входы в карман, шлицы . Это дополнительная жесткость для придания формы и предотвращения растяжения.
  • Дублирование срезов от растяжения:  низ изделия, низ рукавов, срезы пройм, горловины, вход в карманы.  На этом этапе «включите» ваше чутьё. Данный пункт нельзя применять «прямо и в лоб». В пальто и жакетах однозначно -да, укрепляем срезы дополнительно. Но в платьях -не всегда.
    Вам нужно прочувствовать — стоит ли утяжелять низы, стоит ли уменьшать пластичность срезов и  увеличивать толщину швов.
  •  Дублирование производят до стачивания деталей.
  • Направление долевых основной ткани и термофиксирующих прокладок должны совпадать.
  • как правило, детали из прокладки выкраивают без припусков на швы, точно по размеру лекала.Наглядные схемы дублирования деталей одежды:Давайте остановимся на этих  общих правилах и не будем запутываться в исключениях. Ибо дублерины нынче выпускают в таком чудесном ассортименте, что не во всяком сыщешь долевую.

Хитрости и тонкости дублирования. Мой опыт.

  • Детали из термоприклада выкраиваю без припусков на шов, точно по лекалам. Но стачивающую строчку прокладываю так, чтобы дублерин на 1 мм попал в шов.  Исключение : воротники и манжеты.
  • Дублирую детали после  примерки, а не до. Вначале уточняю форму, пропорции  и размер изделия, которые устраивают меня и заказчика, затем распарываю, корректирую, и лишь затем укрепляю детали прокладками.
  • делаю несколько тестов на кусочках материи разными видами термодублеринов. Выбираю лучший.
  • Под застежки (петли, пуговицы, молнии)  материал дублирую всегда, по умолчанию.
  • Обтачки дублирую всегда (кроме косых беек, разумеется), предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
  • В рубашках и блузках: планки, воротники, манжеты
  • в платьях: обтачки, мелкие детали (манжеты, клапаны), воротники, застёжки.
  • в трикотаже: иногда слишком растяжимые срезы. Плечевые -часто.  В зависимости от свойств трикотажа и того, что я хочу получить от изделия.
  • в брюках и юбках: пояс. В юбках -щлицу.
  • вход в карманы (кроме накладных) от растяжения кромкой «по долевой»
  • Жалею утюг: клей с тонких дублеринов может проникать наружу. Использую тонкий сухой проутюжильник, кладу его одной и той же стороной вверх и часто стираю.
  • Утюгом не нужно «возить» по поверхности. Поставить на поверхность, надавить и считать про себя до 10 секунд. Затем переставить утюг на следующий дублируемый участок.
  • Не нужно стирать и мочить клеевые дублерины. Это совершенно бесполезное занятие в реалиях наших дней.  Производители научились делать потрясающие по своим качествам прикладные материалы, и тема их усадки ушла в далекое прошлое. Ещё раз: в моей практике я ни разу не встречалась с усадкой клеевых дублеринов.
  • покупаю дулерины только на натуральной основе — хлопковой, вискозной.
  • Не нужно экономить на прикладе.  Некачественные, кондовые клеевые способны «убить» весь внешний вид изделия, а вашу работу свести «на нет» после первой же стирки.   Я давно взяла за правило покупать немецкие хорошие термоприклады, чаще – на трикотажной тонкой основе.  Дорогие они сейчас, это да. Не выкидываю межлекальные выпады, а собираю их в мешочек,  — они потом всегда пригождаются для зонального дублирования или для фиксации осыпающихся краев.
  • Хотите шить хорошо? Никогда не применяйте клеевые паутинки и сеточки. Точка.
  • Для меня открытым остается вопрос — пользоваться ли паром в процессе дублирования. Раньше я пользовалась пром и влажным проутюжильником, но после беседы со специалистом Hensel, которая отвергла пар категорически, я практикую дублирование без пара.  Разница неочевидна, сравнение и опыты продолжаю.

Ваше мнение может не совпадать с мнением редакции в моём лице, и это нормально.

Не так давно мне крупно повезло побывать на складе, побеседовать, и даже записать шикарные  советы  ведущего менеджера торгующей фирмы Хензель (Hensel). Киевляне, вам за богатствами термоприкладов сюда:  г. Киев, ул. Горького, 16 (не реклама).
Все специалисты дилерского центра проходят обучение в Германии,  поэтому эти  советы – непосредственно от производителя, что весьма ценно.

Правила дублирования от Hensel

  1. Выдержать направления  долевых нитей  и в ткани, и в дублерине.
  2. Дублируйте на жёсткой поверхности
  3. Продублированная деталь  должна застыть. Для этого нужно оставить её на жёсткой поверхности на 15 минут.
  4. Если вы выдержали режимы дублирования вначале,  то после этого возможны  любые паровые операции, химчистки, — всё что угодно.
  5. На одну и ту же ткань пробуйте  разные дублирующие материалы. Подбирать правильный дублерин нужно методом испытания.  Попробуйте на кусочке: устраивает ли вас такая плотность и жесткость? Или нужна деталь более пластичная?
  6. Производители предлагают разные термодублерины. Обратите внимание на клеевой слой:  крупные точки, мелкозернистые, точка с высокой головкой, конусные точки – все материалы разные и предназначаются для разных тканей.
  7. Рыхлые ткани: выбираем редкую точку,  но высокую. Клеевая капелька  попадает в волокна материи, проникает и  фиксируется. Если взять мелкозернистую точку, то она только зацепит верхние ворсинки и не закрепится надежно.
  8. Вопрос:  — что делать, если нужно оторвать дублерин?
    Ответ: — обдать паром, размягчить, отодрать, а затем клей счистить спиртом.
  9. Дублируем в течение 16 секунд или 20 секунд, — для разных видов дублерина. Время нужно выдержать!
  10. Не пользуйтесь паром! Только сухой горячий утюг.
  11. Вопрос:  — Как дублировать воротнички и манжеты?
    Ответ:  — для воротничков условия дублирования  очень жёсткие. На фабриках по производству  сорочек установлены  специальные  прессы –тиски. Что можно сделать в условиях маленькой мастерской без специальной техники:
    Поверхность должна быть абсолютно ровная и жёсткая. Гладильная доска не подходит, лучше обеденный стол.  Утюг нужно взять тяжёлый. Надавить на 25 секунд всем своим весом. Проследите, чтобы не «палил» утюг.
    Да, не всякая материя выдержит,  и за 25-30 секунд может произойти опаливание ткани. Подложите  тонкую бумагу на дублирующий слой.  Никакого пара!
  12. Для изготовления поясов удобны специальные ленточные дублерины.  Одинарные – для мужских, потому что в них используется  корсажная лента. И  двойные женские.

Я благодарю менеджера Ирину за потрясающую экскурсию по складу, очень жалею, что поздно включила диктофон и не взяла с собой фотоаппарат.  Ухожу с сумкой, полной свертков и кулёчков. Дублирую воротнички теперь по всем правилам.

Если честно, то после разговора со «специально обученным человеком» я пребывала в некотором удивлении. Столько нового для себя узнала,  будто перезагрузку прошла.  Паром не пользуюсь теперь, давлю на утюг на  столе, покрытым сукном  и считаю до 16 секунд.  Результатами довольна, как слон!

Ваш опыт дополнит тему дублирования, если вы оставите комментарий. Материала по клеевым в интернете крайне мало, а тема архи-важная.
Правильным дублированием можно изменить внешний вид изделия на «отлично», а неумелым —  «убить» .  Давайте прояснять ситуацию).
Желаю всем удачного шитья!

48 комментариев. Оставить новый

  • Ольга
    07.10.2021 14:32

    Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, на муж.костюме на полочках после хим.чистки стало морщить. Обидно, костюм хочется носить, а тут вот…Можно ли это как то исправить?

    Ответить
  • ольга
    06.10.2021 13:16

    Добрый день, шью пальто из стеганой ткани по Бурде. В журнале пишут, что надо продублировать (то, что дублируем в обычных пальто). Но я не совсем понимаю, зачем это делать, ведь это, по-сути, укрепится только самый нижний слой стежки. Дублируются ли вообще стеганые ткани? Заранее спасибо!

    Ответить
    • Ольга, надо видеть конкретную модель. Сейчас нет жёстких правил, — мы всегда принимаем решение по ситуации. В Бурде сильные технологи и конструкторы. Я не смотрю этот журнал, не знаю.

      Ответить
  • Евгения
    12.08.2021 17:12

    Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, какой лучше взять клеевой материал для твида (толстенький, но рыхлый).

    Ответить
  • Елена
    31.07.2021 19:31

    Супер советы! Благодарим!

    Ответить
  • Алена
    21.05.2021 9:07

    Добрый день! Подскажите, можно ли продублировать полностью платье, если основная ткань слишком тонкая (просвечивает) или ткань сильно мнётся ( слышала что дублерин может помочь сохранить форму) ? Заранее благодарю за ответ

    Ответить
  • Дарья
    19.04.2021 15:53

    Добрый день! Спасибо за содержательную статью! У меня такой вопрос: шью пайту с высокой стойкой из толстого флиса. Надо продублировать стойку так, чтобы она держала форму.
    Мне посоветовали внутреннюю сторону про дублировать 2 раза, а наружную не трогать. Или же обе стороны про дублировать. Как правильнее?

    Ответить
    • ну нет, двойное дублирование вообще не вариант. Правильно выбрать дублерин нужной жёсткости. Ну или обе стойки продублировать, это не будет ошибкой.

      Ответить
  • Людмила
    23.03.2021 7:43

    Добрый день. Шью полупальто с рельефами ткань шерсть ёлочка.Практически готова,после полной ВТО,перед подкладкой повисело и швы на спинке ,,стянулись»,не держат форму. Дублировала передние полочки,подборта,окаты. Думаю всё распороть и продублировать всю спинку. Как вы думаете,поможет?

    Ответить
    • Людмила, не вижу ваше изделие. чтобы давать советы. Вероятно, проблема не в дублировании, а в чём-то другом.

      Ответить
  • Любовь
    08.03.2021 21:03

    Здравствуйте, Анжелика! Спасибо за ваш труд и опыт! Вы меня вдохновляете на сложные свершения☺️.
    1вопрос:удлиненный жакет, до колена, полочку проклеивать полностью до низа?
    2 вопрос:какой клеевой используете для лёгких блузок, для фигурой планки?

    Ответить
    • Любовь, день добрый.
      для легких тканей предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
      полочку в длинном жакете. Ещё 3-5 лет я бы ответила однозначно «тотал дублирование», а сейчас сильно изменились модели, ткани. Не всегда нужно дублирование, даже в пальто. Сейчас актуальны мягкие формы, дублированные по месту карманов. застёжки, воротников. И не требующие жёсткой фиксации формы.

      Ответить
  • Галина
    04.03.2021 13:26

    Анжелика, часто у тебя «подглядываю» массу полезных вещей, сейчас вопрос: платье без рукавов из натурального льна, хлопка, крапивы на подкладке. Как обработать выреза, обтачек ведь нет? Спасибо.

    Ответить
    • Галина, спасибо за комментарий.
      Так подкладка — это и есть обтачка. Но большая. Все правила обработки горловины сохраняются. Где-то на ютуб канале есть даже видео на эту тему. И на сайте тоже есть урок, кстати.

      Ответить
  • Татьяна
    23.01.2021 4:38

    Шью первый раз сейчас льняной пиджак. Полочку продублировала, в спинку ещё нет. Зонально мне её продублировать или полностью? И ещё. На полочке места для вытачек тоже продублировала. Что делать?

    Ответить
    • Татьяна, вам стоит найти больше информации по пошиву пиджаков. В комментах навряд ли я вам отвечу так подробно

      Ответить
  • ольга
    05.01.2021 12:02

    Я использую клеевую паутинку (растворяющуюся в воде) при шитье трикотажа. В частности, когда подшиваю рукава и низ двойной иглой (у меня нет распошивальной машины). Это помогает решить проблему пропуска стежков и растягивания ткани. А после стирки паутинка растворяется, и остается лишь ровная строчка.

    Ответить
  • Елена
    04.01.2021 9:49

    Здравствуйте! Я шью пальто из с еганной ткани на сентипоне.Подскажите в каких местах нужно дублировать кан ?Спасибо!

    Ответить
    • Елена, вашей модели я не вижу, поэтому и рекомендаций дать не могу. Точно, что клеевыми термодублеринами не стоит увлекаться на стёганом синтепоне. Сейчас мягкие формы пальто почти не дублируют, разве что отдельные узлы.

      Ответить
  • Светлана
    01.12.2020 20:43

    Здравствуйте. Собираюсь сшить платье из ткани шанель. Где то увидела такую мысль, что изделие из такой ткани стоит полностью дублировать. А вы как считаете, полностью или все же обойтись периметром платья со швами?

    Ответить
    • Светлана, день добрый.
      Я бы руки пообрывала дублировщикам твида шанель. В том числе дублирование периметра.
      У меня отличный недорогой курс по платью Шанель, кстати.
      И я не наставиваю ни на какой позиции, все шьют, как хотят. Я к Шанели с клеевыми дублеринами не подхожу, дублирование шёлковой органзой минимально необходимое.

      Ответить
  • София
    10.10.2020 19:28

    Добрый вечер,Angel, скажите ,пожалуйста, стоит ли продублировать боковые и центральные швы на четырехклинке, выкроенной по косой, ткань типа «шанель», не очень редкая, не слишком рыхлая и пушистая, но все же чуть более пухлая, чем просто ткань, потягивается и по срезам махрится…? Может кромок косых нарезать…

    Ответить
    • День добрый. Однозначно ответить не смогу. Чувствовать ткань, её свойства. Не обязательно дублировать и утяжелять.

      Ответить
      • Здравствуйте! Это самая познавательная статья о дублировании, которую мне удалось Найти. Спасибо за полезную практическую информацию! А если ткань пальтовая рыхлая (букле, твид) и достаточно тонкая, как думаете, нужно спинку продублировать? Возможно использовать зональное дублирование, как в жакете, но боюсь в носке может вытянуться попа.

        Ответить
        • Анна, спасибо.
          Я противник тотального дублирования деталей. Но всегда есть исключения и всегда первична модель, фасон, ткань. Решение мы принимаем , оценив эти три фактора.

          Ответить
      • София
        12.11.2020 6:34

        Спасибо! Я не стала все дублировать,только части под молнию и возле пояса,даже низ оставила живым. Получилось хорошо, подол «играет». С дорогими тканями проще работать, они ,всеже, качество имеют)) спасибо за ответ.

        Ответить
  • Галина
    24.09.2020 11:11

    Очень познавательно! Скажите, пожалуйста, какой дублерин лучше брать для пиджаков?

    Ответить
  • Надежда
    17.08.2020 9:40

    Здравствуйте, можно ли полностью дублировать спинку и рукава пальто. Ткань 100% шерсть

    Ответить
    • Надежда, здравствуйте. Всё можно, но зачем? Какая цель тотального дублирования спинки? Рыхлая ткань?

      Ответить
  • Виорикп
    29.07.2020 12:59

    Здравствуйте! Нужно ли дублировать горловину и проймы платья из вискозы?

    Ответить
    • день добрый.
      если это не вискоза-трикотаж, то стоит продублировать. Но имеет значение и способ обработки пройм и горловины. Однозначного ответа не дам, потому что решать вопрос дублирования нужно по месту и обстоятельствам.

      Ответить
  • Татьяна
    16.07.2020 3:39

    Добрый день! Шью блузку с воротником шаль. На какие детали нужно наклеить воротник, в какие места?

    Ответить
  • Спасибо большое! Очень интересно) хочу добавить о низкотемпературных утюгах (бытовые парогенераторы с утюгом без регулировки температуры утюга ) вот их температуры недостаточно, чтобы приклеить более менее плотный дублерин (на пальто/ воротничковый и тп) их температуры достаточно только для тончайших клеевых.. сколько сорочек испортила плохо приклеенным воротником ‍♀️ Поменяла утюг и проблемы исчезли ещё раз спасибо за Вашу работу ❤️

    Ответить
  • Арина
    21.09.2019 12:14

    Добрый день Анжелика! полезная статья! спасибо!! а если жаккардовая юбка, стоит ли дублировать низ юбки. шлица дублируется, под молнией да! а низ можно оставить без дублерина?

    Ответить
  • Александра
    28.04.2019 18:00

    Анжелика, здравствуйте! Попала к вам на сайт в поисках дублиринов Hansel. Вы, случайно, не знаете, где их заказать в России? Нашла у нас только на одном ресурсе, но выбор маловат… Тоненького у них нет( Буду очень признательна!

    Ответить
  • Ольга
    07.02.2019 14:31

    Очень полезная статья, но что надо не нашла.
    Рассматриваю разные фото свадебных платьев, не на основе корсета. Ткань по лифу лежит замечательно и без заломов. Как Вы думаете, может быть они проклеены? Если да, то чем возможно добиться идеального натяжения ткани при хорошем крое?

    Ответить
    • Светлана
      27.07.2021 3:27

      Хорошей тканью:) недавно пришлось иметь дело со «свадебным сатином», очень хорошо и ровно выглядело, будто продублированое

      Ответить
  • Алика
    05.10.2018 5:52

    Два раза переклеиваю дублерином пальто. Сразу вроде ничего, через час начинает морщить ткань на продублированных местах. Подскажите, что может быть не так

    Ответить
    • Алика, добрый день. Проблема в дублерине. К сожалению, в магазинах маленький выбор клеевых. Для пальто, особенно если ткань ворсистая, «толстенькая», нужен дублерин с высокой каплей клея для проникновения глубоко в слой пальтовки. А у нас продают универсальный дублерин с поверхностными капельками -точками клея. НЕ прихватывается.
      Что можно сделать: чуть дольше подержать утюг, но есть риск сильно примять пальтовую ткань. Да и то не всегда помогает

      Ответить
      • Рузанна
        19.01.2020 14:35

        Здравствуйте! У меня тоже отклеивается дублерин от палочек как начинаю шить и особенно разутюживать швы паром.Костюмная шерсть хорошего качества(германия), дублерин тоненькая трикотажная(германия).

        Ответить
  • Спасибо огромное за столь полезную статью. С удовольствием «захомячу» ваши хитрости. Я всегда дублерины клеила с паром, а флизелины — без, всухую… Пробовала клеить дублерин без пара,плохо держится на некоторых тканях даже после застаивания. Но о качественном клеевом прикладе у нас в городе даже речи не идет…Поэтому методом ненаучного «тыка» работаем с тем,что есть.

    Ответить
  • Анжелика, спасибо!
    Очень хорошая статья.
    «Паутинку» не выбрасываю. Использую
    при оформлении апликаций, цветов, и т.п.. Сначала вырезаю, например, листочки для цветка, такой же формы вырезаю из паутинки, сначала приклеиваю их на ткань (фиксирую). ткань-паутинка-фрагмент, затем обметываю зиг-загом. Или хочется к трикотажному платью сделать украшение из этой-же ткани — трикотажа)), просто попарно проклеиваем элементы друг с другом, затем их формируем, украшаем….Край не осыпается, конструкция держит форму. По поводу усадки дублеринов. Никогда с этим не сталкивалась. Но! Бывает ткань после стирки дает усадку на дублерине. Полностью согласна — приступать к дублированию основного изделия только после контроля на кусочках ткани (уточняется температура нагрева утюга, как ткань вообще воспринимает тот или иной дублерин). Всегда дублировала с паром. Попробую следовать Вашим советам и советам изготовителя. Для этого мы и общаемся), и судя по всему, находимся «в теме», так как не боимся делиться опытом и учиться новому, «тратить» на это выходные…)).
    Еще делюсь.
    Для дублирования обтачек изделий (юбка, брюки, платья) сначала определяюсь какой размер основной ткани мне необходим, полностью его дублирую, оставляю на минимум 15 минут, затем выкраиваю детали обтачек, следить за совпадением направления долевых в основной ткани и в дублерине, если выкройка детали — половинка со сгибом при раскрое делать в разворот (не складывать ткань вдвое).

    Ответить
    • Оксана, спасибо за потрясающий комментарий.
      Столько дельных наработок сразу.
      а вот про аппликации я не подумала. И впрямь, паутинка незаменимая штука для этих целей.

      Про выкраивание обтачек: отличный способ. Но я жадная, в хорошем смысле. У меня порой дублерин дороже основной ткани. И дублировать полностью кусок, чтобы выкроить и выбросить межлекальные выпады мне жаба не позволяет.
      Но приём однозначно заслуживает применения.

      Ответить

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню